Парковки
Парковки — это идеально место для деревьев, фонарных столбов и рекламных стендов.
Судите сами, там они не мешают движению ни пешеходов, ни автомобилей. Дерево и рекламный щит занимают метр парковки (фонарный столб и того меньше), что для запаркованных автомобилей вообще ничто. Тротуары можно сузить без вреда для пешеходов, а проезжую часть расширить.
Единственное, что мешает сделать это прямо сейчас: устойчивое заблуждение, что парковка может выполнять роль дополнительной полосы проезжей части, когда там никто не запаркован. Но это бессмысленно: во-первых, одна единственная припаркованная машина лишает всю парковку функции проезжей части. Во-вторых, если реально на парковке нет машин, то это значит, что время 4 утра, все разъехались по домам, на улицах 2.5 автомобиля и никому дополнительная полоса не нужна.
У меня всё.
Движение по полосам
Повсеместно на дорогах Уфы встречаю какой-то ужас, по-моему, дорожники сошли с ума.
Вот хороший пример: едем по дороге, хотим повернуть налево, занимаем вторую от края полосу и (бац!) непосредственно перед поворотом знак меняется на «только прямо». И что делать? Резко перестраиваться?
Или вот уже полная жесть.

Водитель по крайней правой полосе поедет прямо, другой водитель по второй будет поворачивать направо. Авария, но никто не виноват, все действовали в рамках ПДД.
Серьёзно, о чём думают эти люди, ответственные за безопасность дорожного движения?
Дорожное движение в Испании
В этот отпуск я брал напрокат машину (новую 208-ю модель Пежо, о которой может быть напишу позже), поэтому обратил большое внимание на организацию дорожного движения.
Общеизвестно, что европейцы очень любят круговое движение, засовывают его всюду, что удобно, так как можно отказаться от светофоров, но иногда они увлекаются: вот, например, кольцо, единственный смысл которого — это возможность развернуться.

Вот модификация кольца в симбиозе с обычным перекрестом. Главное достоинство в том, что прямо можно ехать, как будто никакого кольца нет, а поворачивающие налево никому не мешают, так как уходят вправо, будто кольцо есть. Получается мини-развязка.
Изображение с сайта maps.google.com

Парковки на улицах почти все платные с ограничением по времени и весьма дорогие. К примеру, оставив машину на подземной парковке в Барселоне на пять часов, я заплатил почти 20 евро. С парковкой нет проблем только у водителей автобусов, таксистов и мотоциклистов, особенно у мотоциклистов.
Вся площадь Каталонии заставлена двухколёсным транспортом

В отношении личного автомобильного транспорта действует настоящий фашизм, что в приницпе правильно, особенно в туристических городах. Но встречаются и приятные мелочи в виде разрешённой 10-минутной парковки по делу.

Ещё хочется отметить очень узкие полосы в городе. Там, где у нас две — у них три. И это не преувеличение: машины едут буквально впритирку, а автобусы вообще не помещаются. Это отличный способ снизить скорость потока до приемлимых 50 км/ч (ну и камеры конечно). Но это только в городе, на хайвеях полосы широкие и камер почти нет, а на платной дороге так вообще ни одной не встретил. Есть ощущение, что там никто не хочет штрафовать людей за превышение скорости, все радары мало того, что обозначены специальным знаком, так некоторые ещё и подмигивают сигнальными огнями.
Багажник резиновый
Маленькие машинки хороши почти всем: юркие, экономичные, занимают меньше места. Однако, когда дело касается багажа, то возникает жирный минус. И я не говорю о транспортировке дивана или шкафа, обычную пару чемоданов приходится размещать где-нибудь в салоне.
Решение можно позаимствовать у кухонного шкафа для посуды. Задняя часть автомобиля, вместе с дверцей багажника и фонарями выдвигается при помощи направляющих и второго пола. Чехол из растягивающегося материала предотвращает попадание внутрь грязи.
Естественно, что в таком виде, к тому же гружёная, машина становится менее устойчивой и управляемой, поэтому нужно электронным образом ограничить максимальную скорость. Главное, что появляются лишние литры свободного пространства, куда можно положить пару чемоданов.
Слепая зона
Часто вижу, как на ровном месте создаются аварийные ситуации из-за того, что водитель не видит транспортное средство, находящееся в так называемой «слепой зоне», то есть сбоку и чуть позади. Я эту проблему для себя давно решил, сформулировав три простых правила:
- Постоянно смотрите в зеркала заднего вида. Я это делаю каждые 2-3 секунды, даже если не собираюсь никуда перестраиваться. Это позволяет лучше контролировать ситуацию — если автомобиль, который 3 секунды назад был позади, вдруг исчез из виду, возможно он как раз где-то сбоку.
- Перестраиваться на соседнюю полосу лучше сразу после опережения автомобиля, движущегося по ней, то есть по траектории А. Это позволит быть уверенным, что там «свободно».
- Перед перестроением на левую полосу наклоняйтесь вперёд и вправо, увеличивая тем самым угол между направлением взгляда и плоскостью левого зеркала, что даёт дополнительный обзор в «слепой зоне». Это проще, чем выкручивать шею.
Правильный авторегистратор
Существующие регистраторы весьма неудобны. Во-первых, они занимают лишнее место, во-вторых, весьма заметны и привлекают воров, если их не прятать после каждой поездки в бардачок. Между тем, в каждом автомобиле посередине стекла болтается огромная пустая пластиковая коробка, именуемая зеркалом. Попытки объеденить зеркало заднего вида с регистратором уже предпринимались, но они выглядят довольно нескромно, так что второй недостаток никуда не девается, к тому же появляется третий — такой «регистратор» уже нельзя спрятать в бардачок.
Регистратор должен выглядеть как обычное зеркало:

Камера должна быть скрытой. Экран и кнопки управления вообще не нужны — производить настройку, смотреть и сохранять ролики можно по вай-фаю, благо смартфон есть практически у каждого, а включаться/выключаться он должен автоматически вместе с двигателем или аварийкой. Кроме того, такой регистратор автопроизводитель может предоставлять в качестве опции и подключать его непосредственно к навигационной системе автомобиля.
Помеха справа и универсальные решения
В правилах дорожного движения есть одно совершенно дурацкое правило — помеха справа.Это правило применяется довольно часто, не только на равнозначных перекрёстках, как думаеют многие. Понятно, что автомобили должны как-то разъезжаться в условиях, когда нельзя это чётко регламентировать знаками, светофорами или иными способами. Но вопрос в том, почему выбрали правую сторону, а не левую.
В каких случаях действует это правило:
1. Парковка
Пропускать автомобили слева и справа в общем-то без разницы.
2. Равнозначный перекрёсток
Справа обзор чуть лучше, так как не мешает стойка, однако крупногабаритная техника, движущаяся по ближней полосе, может скрыть приближающийся автомобиль. С левой стороны такая проблема исключена.
3. Одновременное перестроение
Автомобиль слева пропустить чуть удобнее, его лучше видно, да и налево при перестроении смотреть привычнее.
4. Круговое движение
Если пропускать автомобили справа (преимущество у въезжающих на кольцо), то большое количество автомобилией просто напросто запрёт друг друга. Левая сторона предпочтительнее, что с ноября 2010 наконец осознали и повесили у каждого кругового движения соответствующие знаки приоритета.
5. Одновременный поворот
Если встречные машины одновременно хотят свернуть на одну и ту же дорогу, преимуществом пользует тот, кто к повороту ближе, так как у него нет помехи справа. Лично мне кажется, что приоритет должен быть у другого участнику движения, так как он поворачивает через полосу, что более опасно, то есть опять левая сторона. Но это спорный вопрос, пусть будет ничья.
6. Поворот налево
При повороте налево необходимо пропустить автомобили, движущиеся навстречу прямо. Согласно ПДД, это надо делать не потому, что один поворачивает, а другие едут прямо, а по правилу той самой помехи справа. Левая тут никак не подходит.
7. Главная дорога
В случае когда главная дорога идет не по прямой, а поворачивает, логично, что водитель, движущийся по главной дороге, пользуется преимуществом перед автомобилем, съезжающим с неё. Правилами это регламентируется опять-таки той же помехой справа.
Из семи случаев, только в последних двух необходимо пропускать автомобили с правой стороны. Во всех остальных либо без разницы, либо левая предпочтительнее. Почему так получилось? Из-за широко-распространёного мифа, что универсально значит хорошо. Но это совсем не так. Хорошо — это когда логично и ожидаемо. Пропускать автомобили с правой стороны логично и ожидаемо только в двух последних случаях, но не из-за того, что они справа, а потому что они двигаются «как надо».
Универсальные решения хороши только тем, что снижают затраты на обучение. Новичку проще объяснить и запомнить одно правило, чем два или три. Привычный интерфейс кажется удобнее по той же причине. Но с течением времени можно привыкнуть к любому интерфейсу и запомнить любые правила, и основные преимущества универсальности сходят на нет. Конечно это справедливо только к тем вещам, пользоваться которыми люди будут продолжительное время, в противном же случае проще тратить чуть больше времени и сил при каждом использовании, чем потратить значительную их часть на обучение.
Пешеходы, переходы
Как-то вдруг снова всплыла тема с пешеходными переходами, даже Тёма отметился. Внесу и я свои пять копеек, тем более, что ещё во времена холиворов относительно переходов на проспекте Октября, я определился с позицией, и с тех пор она не поменялась.
Итак, почему сбивают пешеходов? Вот видео, в котором содержится ответ (слабонервным не смотреть):
Для слабонервных сообщаю, пешеходов в подавляющем большинстве случае сбивают по следующему сценарию: перед переходом оставливается машина в правом ряду, пешеход начинает движение и (бац!) автомобиль, движущий по левому ряду на полной скорости сбивает бедолагу.
В ПДД, есть пункт правил 14.1, гласящий:
Водитель транспортного средства приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Для особо тупых водителей, лишенных здравого смысла и способностей к анализу, умные люди написали пункт 14.2:
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
Особо упоротые водители считают, что пешеходы сами виноваты, ведь, согласно пункту 4.5 ПДД, они должны:
[...] выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен [...]
Проблем тут две. Во-первых, пешеходы не обязаны знать ПДД, они не сдают экзамен и не получают права. Во-вторых, нарушить это правило пешеход может только в том случае, если водитель уже нарушил свое, т. е. не притормозил и не пропустил пешехода.
Решения предлагаются разные.
Одно из них — сделать все переходы подземными/надземными. Отличная идея! Представьте себе бабушку с тяжелой сумкой, которой придется подниматься по лестнице из-за того, что какому-то жлобу на джипе лень смотреть по сторонам. Можно представить не бабушку, а здорового мужчину, но нажать на тормоз все равно значительно легче, чем подниматься по лестнице с сумкой. Да и вообще загонять людей под землю как-то не по-людски.
Еще предлагается поставить на дорогах с большим количеством полос светофоры с кнопками. Несмотря на то, что так сделано в большинстве цивилизованных стран, я все равно считаю, что это плохой вариант. Во-первых, я не вижу разницу между дорогой, где одна полоса, и там, где много. Ограничение скорости везде одно. Один водитель едет всегда по одной полосе и пропустить он должен пешехода только на ней. Если полоса одна, водитель едет и смотрит по обочинам: нет ли там желающего перейти дорогу пешехода. Если полос много, водитель едет где-то в центре, то он смотрит на соседние ряды: не остановился ли кто, чтобы пропустить пешехода. Во-вторых, светофор горит долго: столько, сколько надо пешеходу для перехода всей улицы. На нерегулируемом перекрестке, каждый водитель потратит ровно столько времени, сколько надо для перехода одной полосы, т. е. в 6-8 раз меньше.
На самом деле, чтобы не сбивать пешеходов, достаточно просто перестать искать оправдания. Не надо валить на плохую организацию дорожного движения, погодные и прочие условия. Когда я спорил в жж по поводу зебр на проспекте, кто-то написал, что их там быть не должно, потому что ночью пешеходов на зебре не видно. Как будто на дорогах с меньшим количеством полос ночи более светлые. А у кого-то пешеходы неожиданно появляются на переходе, поэтому он не успевает их пропустить. Мне кажется, само название пешеходного перехода как бы намекает на наличие на переходе пешеходов. Это то же самое, что внезапно обнаружить хлеб в хлебнице.
Надо просто быть людьми и поступать по-человечески. В конце концов, пешеходам гораздо тяжелее передвигаться по городу, чем автомобилистам.
100 000 км
Моему Гетцу стукнулу сегодня 100 000 (сто тысяч) километров. Время подводить итоги :)
С точки зрения «гонщика» машина — говно: валкая, неустойчивая и заносчивая (подвержена заносам, ага). Тормозит плохо, разгоняется тоже: максимум 170 км/ч и это при 105-сильном двигателе. После кочек прыгает, что не только весело, но и страшно. Если в повороте резко нажать на тормоз, её занесёт, а на скользкой дороге ещё и развернёт. Одним словом, автомобиль для пенсеров, расчитан на медленную размеренную езду.
Что касается надежности, то тут все ок. Несмотря на совершенно наплевательское отношение с моей стороны, моя скотинка все ещё тьфу-тьфу держится. ТО я перестал делать после 45 000 пробега: мне озвучили какие-то страшные цены, которые совершенно не соответствовали в моей голове цене автомобиля, поэтому я менял только масло и колодки, да и то нерегулярно. Горящую лампочку двигателя я игнорировал, точнее глушил и запускал движок по-новой до тех пор, пока она не гасла — помогало, что удивительно. Не знаю, сколько он будет терпеть ещё мои издевательства, но надеюсь вечно. Поэтому давайте вместе пожелаем ему крепкого технического здоровья!